Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Версия для слабовидящих
Контакты

ГБУ СО РК «Центр помощи детям «Надежда»

г. Петрозаводск, ул. Судостроительная, 24а

8 814 252-55-55

8 814 252-50-47

nadegdakarelia@mail.ru


 

Республика Карелия, 
г. Петрозаводск,
ул. Судостроительная, 24а
 52-50-47
 52-55-55

Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

  1. Усыновление. (удочерение);
  2. Опека;
  3. Попечительство

 

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам  и обязанностям родных детей;

Опека - форма устройства несовершеннолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соотвествии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Порядок создания патронатной семьи, требования, предъявляемые к патронатным родителям (воспитателям), финансовая поддержка данной формы семейного устройства, осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в патронатной семье определяется законодательством субъекта Российской Федерации. 

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание), на срок, указанный в этом договоре. 

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг:

  1. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.

  2. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

  3. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

  4. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

  5. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

  6. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

  7. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации.

  8. Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.

  9. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).

  10. Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.

  11. Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора. 

Организации, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).

Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.

При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.

Возраст, с которого возможна временная передача ребенка в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка.

При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка. 

Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. 

Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания соответствующее заявление и следующие документы:

а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

в) утратил силу;

г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина, желающего усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением. 

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения документов:

  1. проводит проверку представленных документов и устанавливает отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном (попечителем);
  2. проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина.
  3. оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа. 

В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:

а) копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;

б) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме, психических расстройств и расстройств поведения до прекращения диспансерного наблюдения. Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 6 месяцев с даты их выдачи;

в) выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи. 

В случае если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка гражданину без пребывания в указанном жилом помещении.

При этом гражданин может:

  1. брать ребенка в дневные часы в соответствии с распорядком дня организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. выехать с ребенком на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  3. пребывать с ребенком в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.

Акт обследования условий жизни гражданина и письменный отказ в выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина могут быть обжалованы в судебном порядке.

Вместе с заключением о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина (об отказе в выдаче заключения) заявителю возвращаются документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства. 

Гражданин, желающий временно принять ребенка в свою семью, представляет в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:

  1. заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме);
  2. копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
  3. заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;
  4. согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.

Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 7 дней со дня представления гражданином документов.

Передача ребенка в семью гражданина не допускается, если: 

  1. это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;
  2. выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок, родителей этого ребенка, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе оказывать детям и гражданам, в семьи которых они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению.

Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, не вправе:

  1. осуществлять вывоз ребенка за пределы территории Российской Федерации;
  2. оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, обязан:

  1. нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период его временного пребывания в семье;
  2. получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка;
  3. предоставить ребенку возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;
  4. по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  5. в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, а также о заболевании ребенка, получении им травмы, о помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел. 

 

БАНК ДАННЫХ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙhttp://www.usynovite.ru, http://sirota-rk.ru

КУДА ИДТИ УСЫНОВИТЕЛЮ: Управление по вопросам семьи и детства, 185000, г. Петрозаводск, ул. Ленина, д.2, каб. 429.  Тел.:71-35-52

КОНСУЛЬТАЦИИ:  

  • ГБУ СО РК  "Центр помощи детям "Надежда", 185034, г. Петрозаводск, ул. Судостроительная, д. 24а, Тел.: 63-03-89
  • Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, 185000, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6, каб. 203, тел. (8142)76-54-43
  • Управление по вопросам семьи и детства, 185000, г. Петрозаводск, ул. Ленина, д.2, каб. 429.  Тел.:71-35-52

 

Наверх